Восемь героев Великой Отечественной войны помнят в семье Минеевых из Иртека

-Четыре сына и три внука проводил на фронт в годы войны мой дедушка — ветеран Первой мировой войны Ефим Яковлевич Сидоркин, — рассказала по телефону Валентина Петровна Минеева из Иртека, когда шла публикация серии очерков о воинах Болдыревского сельсовета. – И почти все, хоть и с ранениями, кроме старшего сына, вернулись домой. Напишите в газете и военную историю моих родных – ведь есть и их вклад в общую Великую Победу.

И ОТЕЦ, И СЫН
…Друг за другом уходили из отчего дома сыновья и внуки Ефима Яковлевича Сидоркина. Каждого вместе с супругой Степанидой Григорьевной и родными провожали с трепетом: глава большой семьи не понаслышке знал о трудностях военной жизни. За его плечами был немецкий плен,
ранения: после боёв остались шрамы на лице, и чтобы скрыть это, он носил бороду. Родные и односельчане так и запомнили его – дедушкой с белой бородой.

Старшему Андрею было уже сорок, когда пришла повестка. В конце августа 1941 года он уже был на фронте. Нёс службу в составе 1160 стрелкового полка 348 стрелковой дивизии, сформированной в Тоцких лагерях и получившей название Уральской. Вместе с другими частями и соединениями дивизия принимала участие в оборонительных боях под Москвой, Ржевом.

В составе этого соединения был наш земляк Андрей Ефимович Сидоркин, который, имея за плечами опыт военного дела, служил сапёром. В августе 1942 года он погиб, подорвавшись на мине. Это удалось установить по военным архивам – многие годы он считался без вести пропавшим.

Степанида Григорьевна до самой смерти, а прожила она больше ста лет, как и её муж, всё приговаривала: «Жив мой сынок Андрейка!». До последнего ждала его возвращения. Возможно, материнское сердце чувствовало, что сын ещё жив. Удалось отыскать ещё один интересный документ, где сказано, что красноармеец продолжал нести службу вплоть до ноября 1943 года и лишь потом выбыл из воинской части. Правда, в фамилию закралась ошибка и он стал Сидаркиным. Как было на самом деле – уже не установишь: во время кровопролитных боёв было не до образцового заполнения документов, поэтому путаница не исключена. Как бы там ни было, домой он уже не вернулся.

Сын фронтовика Михаил Андреевич Сидоркин тоже прошёл дорогами войны. Он попал на фронт в 1942 году и, будучи слесарем ремонтной летучки 41-й армейской эвакуационной роты Первой гвардейской танковой армии, прошёл большой боевой путь от Киева и до Берлина. Ефрейтор своё дело знал: не один танк был при его участии эвакуирован с поля боя, отремонтирован и поставлен
обратно в строй – ведь без тягачей, за исправность которых и отвечал солдат, это было бы невозможно.

Вот что отметил его командир в феврале 1945 года в представлении к награде:
«Работая слесарем ремонтной летучки, товарищ Сидоркин во время боевых действий бесперебойно выполнял все ремонтные работы, требуемые для тягачей, работающих на эвакуации танков. Участвовал в ремонте вышедшего их строя тягача в районе города Конин. Технику восстановили в течение ночи, тем самым товарищ Сидоркин способствовал бесперебойному выполнению задания по эвакуации танков. Достоин Правительственной награды – ордена Красной Звезды».

Правда орден М.А. Сидоркин так и не получил, но был награждён медалью «За боевые заслуги», а самое главное – летом 1945 года вернулся домой целым и невредимым.

РАССКАЗАЛА ДОЧЬ
Много сведений в военном архиве удалось найти о Петре Ефимовиче Сидоркине, немало о нём рассказала и дочь – Валентина Петровна Минеева.

-Папа ушёл на фронт летом 1941 года, — вспоминает женщина. – В родном селе остались его жена и двое маленьких ребятишек. Мои старшие брат и сестра через год остались без матери – она заболела и слегла, так и не сумев оправиться от болезни. Ваня и Маша до самого возвращения отца оставались на попечении дедушки и бабушки.

Пётр Ефимович начал свою службу в Тульской области и дошёл до Берлина. Принял участие во многих военных операциях и битвах. Он был наводчиком станкового пулемёта и дело своё знал – не раз за службу получал Благодарности командира части. Немало его заслуг перечислено в представлении уже ко второй медали «За боевые заслуги»:

«При прорыве обороны на Орловско-Курской дуге, преследуя отступающих гитлеровцев, уничтожил из своего пулемёта «Максим» не один десяток фашистов. Но при ответном огне получил ранение в левую руку и в предплечье, сильную контузию. После ранения из полевого госпиталя мужчину направили в Елецкий госпиталь, где он находился на лечении до сентября 1943 года. Старший сержант Сидоркин П.Е. показал себя как активный, дисциплинированный командир. За отличную организацию занятий с курсантами имеет семь Благодарностей от комбата и пять Благодарностей от командования роты, а также награждён медалью «За боевые заслуги».

Восстановившись, продолжил службу уже в составе 222-го Запасного артиллерийского полка 70 армии, в должности командира 2 роты стрелковой учебной бригады. После окончания войны вернулся домой. Перед демобилизацией получил ещё одну награду – «За взятие Берлина».

ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ
Ушёл на фронт в первый год войны и Иван Ефимович Сидоркин. Его военный путь был недолгим: в одном из боёв наш земляк получил тяжелое ранение в ногу и почти целый год провёл в госпитале.

Несмотря на усилия врачей, ногу спасти так и не удалось: молодой мужчина в возрасте чуть старше 30 лет стал инвалидом. Долгожданную Победу встретил дома. Жизнь отмерила ветерану короткий срок: в 1959 году он умер.

Самый младший сын Сидоркиных, Юрий Ефимович, тоже прошёл фронтовыми дорогами. В действующую армию был направлен во время прохождения срочной службы. Его 6-я стрелковая дивизия вела боевые действия под Смоленском, Москвой, Воронежем, участвовала в обороне
и освобождении десятков городов и сотен поселений.

В феврале 1943 года шли сражения под Харьковом. В архиве есть документ, где указано, что после одного из кровопролитных сражений Юрий Ефимович пропал без вести. Возможно, был ранен,
но остался жив и продолжил защищать Родину от врага уже в составе Прибалтийского фронта 176-го запасного стрелкового полка 6-й гвардейской армии. После окончания войны был сразу демобилизован.

СВЯЗИСТ И РАЗВЕДЧИК
Ещё два внука Ефима Яковлевича Сидоркина – Иван Дорофеевич и Василий Дорофеевич Улизько тоже являются ветеранами Великой Отечественной войны.

Василий Дорофеевич уже в 1938 году был призван на срочную службу в армию. Там принял решение стать военным: отучился, получил звание лейтенанта. На фронт был отправлен в первые дни войны. Будучи офицером, показывал недюжинную отвагу, увлекая за собой солдат.

Службу лейтенант нёс в 81-й гвардейской стрелковой Красноградской Краснознамённой ордена Суворова дивизии преимущественно в составе Второго Украинского фронта, приняв участие в ряде ключевых операций Великой Отечественной войны и дойдя до Берлина.

Свою первую медаль «За отвагу» получил в марте 1943 года, когда в первой декаде месяца шли напряжённые бои на территории Белоруссии. Он обеспечивал связью 43-ю стрелковую дивизию, исправив девять повреждений линии под обстрелом миномётного огня противника.

Двумя днями позже исправил более 20 повреждений, когда были перебои со связью в 127-й бригаде в районе деревни Мирогощ Могилёвской области. А 12 марта того же года получил задание навести связь вспомогательного пункта управления до нового места сосредоточения 127-й бригады. Вместе с тремя бойцами под сильным огнём противника дали связь на 7 километров в срок. Таких примеров в послужном списке фронтовика за годы войны было немало. Поэтому вся грудь боевого офицера в наградах. Среди них – ордена Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После окончания войны Василий Дорофеевич продолжил военный путь, дослужился до полковника. Всю свою жизнь прожил на Украине.

Его младший брат Иван Дорофеевич надел военную форму в 1944 году. Основная часть службы солдата выпала на послевоенные годы, когда на территории Украинской ССР шла ликвидация банд
бандеровцев. Родные хранят записи его рассказов о том времени. Всё это записал, будучи школьником, внук ветерана Евгений Сорокин. В сочинении прочла:

«Командованию стало известно, что на одном хуторе собирается банда. Несколько наших разведчиков, в том числе и мой дедушка, отправились туда. Через некоторое время на хутор
прибыла ещё одна группа разведчиков. Дедушка и двое бойцов подошли к дому, где засела
банда, остальные ушли в окружение. Когда часовой спросил у трёх подошедших солдат пароль, он получил правильный ответ. Дедушка первым вошёл в калитку, и тут раздалась автоматная очередь. Его ранило в ногу, но он всё-таки убил двоих бандитов, а оставшиеся бандеровцы были схвачены и переданы под суд. За своё мужество и отвагу ветеран был награждён орденом Великой Отечественной войны II степени.»

Давно уже нет в живых братьев Сидоркиных, сыновей и внуков Ефима Яковлевича, как и его самого. Но незримо они с родными, которые их любят и помнят. Склоним же низко головы и
мы перед памятью тех, кто подарил нам мирное небо.

Вера ЛУКОВЕНКОВА, 2021 год. Газета «Маяк»

Восемь героев Великой Отечественной войны помнят в семье Минеевых из Иртека